Среда, 24 декабря, 2025

Полицентричное будущее Москвы: «Южный порт» как новый стандарт

Это интересно

Каким будет «третий центр» столицы и кто его застраивает: планы по развитию нового современного городского кластера

До последнего времени деловая жизнь Москвы почти целиком была сосредоточена в историческом центре и вокруг «Москва-Сити». Сегодня город сознательно уходит от моноцентричной модели, создавая сеть полноценных узлов деловой и общественной активности внутри МКАД. На юго-востоке столицы новым центром становится кластер «Южный порт», который занимает треть района Печатники и в перспективе должен сыграть такуюже роль, что когда-то сыграл деловой Сити на Пресненской набережной.

Новый сценарий города в мировом контексте

Реорганизация бывших промзон, к которому относится и «Южный порт», в столице ведется по принципу комплексного развития территорий.Это означает, что параллельно со строительством жилья формируется и вся необходимая инфраструктура— социальная, транспортная и коммерческая. В результатена месте бывших складов и производств возникают полноценные кварталы «город в городе»— с парками, школами, фитнес-центрами, магазинами и ресторанами, что фактически снимает с жителя проблему логистики в повседневной жизни.

Для девелоперов реорганизация промзон— это возможность строить с нуля, без ограничений старого фонда: а значит, можно планировать дворы без машин, использовать панорамное остекление и энергоэффективные решения, а также выводить проекты с самыми смелыми архитектурными формами.

Модель, к которой движется «Южный порт», по словам управляющего директора Kalinka Russia Виктории Григорьевой, давно стала частью повестки ведущих мировых мегаполисов. Так, квартал с Domino Park и благоустроенной набережной в Нью-Йорке появился на месте сахарного завода; известный промышленный район Hudson Yards в 2005 году стал общественно-жилым центром Манхэттена; а гамбургский Hafencity— примером сочетания офисов, жилья и культурных пространств на бывших портовых территориях. «Концепция «город в городе» реализуется во многих странах: в Великобритании, США, Турции,— говорит Виктория Григорьева,— но наиболее близкими по духу к «Южному порту» выглядят проекты Сингапура и ОАЭ, где внимание к воде и паркам, а также интеграция с природным ландшафтом позволяют создавать ощущение просторного, «воздушного» города даже при высокой плотности застройки».

Фото: Москомархитектура

Новый центр на карте города

Юго-восток ив частностиПечатники долго оставались одним из крупнейших промышленных анклавов Москвы: вдоль русла реки тянулись склады, производственные корпуса и транспортные площадки, фактически отрезавшие жилые кварталы от набережной. Однако в ближайшее время на месте «серой зоны» уже проявляет свои очертания новый кластер «Южный порт», общая площадь которого составляет внушительные 644 га: это самая большая реновация в Европе. На этой территории планируется построить около7,5 млн кв. мнедвижимости, из которых 4,4 млн— жилье, а оставшаяся часть предназначена под масштабную деловую застройку, объекты общественного назначения и озеленение.

Фото: Москомархитектура

«Входе реализации первой фазы застройки индустриального кластера запланировано возведение 2,85 млн кв. м недвижимости, в том числе около 1,5 млн кв. м жилья на территории 70,5 га,— замечает управляющий директор компании «Метриум» Роман Сырцов.— А частные инвестиции в строительство превысят 380 млрд руб.».

Периодически в прессе, да и в городских документах кластер в Печатниках уже упоминается как будущий третий центрстолицы, сопоставимый по значимости с «Большим Сити». Для Москвы это часть широкой стратегии полицентричного развития. «Южный порт» входит в число шести перспективных центров, которые в ближайшем будущем должны перераспределить деловую активность и сократить маятниковую миграцию (ежедневные поездки людей на работу или учебу в другой конец города и обратно): «Лихоборы— Окружная», «Хорошевская— Шелепиха», «Очаково— Рябиновая», «Варшавская— Бирюлево», «Авиамоторная— Нижегородская» и «Южный порт— Текстильщики».Только если про первые пять хабов известны лишь локация, то «Южный порт» активно осваивается уже несколько лет.

План застройки промзоны «Южный порт»(Фото: mos.ru)Проект многоуровневой набережной на территории Южного порта(Фото: «Аеон Девелопмент»)

С запада на юго-восток

«Москва сложилась как город с ярко выраженной центральной системой: исторический центр подчинял себе всю территорию вокруг, вследствие чего и формировалась радиально-кольцевая система, что для развития города не очень хорошо,— говорит академик отделения Международной академии архитектуры в Москве Дмитрий Наринский.— Еще в советский период власти поняли, что столице для правильного развития необходима децентрализация, и в середине 1980-х годов появилась концепция архитектора Бориса Тхора, которая стала основой появления «Москвы-Сити»: но сегодня этот деловой центр является единственной альтернативой историческому центру города».

«Южный порт» является по сути эволюционным продолжением «Большого Сити». Он формирует на юго-востоке столицы новую точку притяжения, перетягивая часть деловой активности из центра и с запада города. Развитый транспортный каркас— метро, наземные и даже речной транспорт— повысят доступность района и его удобство для тех, кто выберет эту локацию для жизни и работы. Там уже существует транспортный узел «Печатники», который включает в себя две станции метро— Большой кольцевой линии и салатовой ветки, а также МЦД. К 2030 году здесь должна появиться новая станция «Южный порт».

Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»Фото: ГК «Галс-Девелопмент»

В отличие от первого Сити масштабная территориякластера «Южный порт» обладает уникальной береговой линией протяженностью 13 км. Это позволяет организовать не только современные набережные, но и водную инфраструктуру, включая крупнейшую в Москве марину на 200 яхт. О том, что здесь появятся также причал для легкомоторных судов и первый в столице понтонный бассейн на открытом воздухе с летним пляжем, рассказал на пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

И, конечно, формат КРТ обеспечивает появление здесьнаряду с высококлассным современным жильемвсей социальной инфраструктуры, новых рабочих мест, ретейла, качественного общепита, образовательной и культурной составляющей.

Набережная в ЖК «Южный порт»(Фото: Aeon Development)Набережная в ЖК «Южный порт»(Фото: Москомархитектура)Благоустройство в ЖК Portland(Фото: FORMA)Фото: МоскомархитектураФото: mos.ruФото: FORMA

Баланс вместо монофункции

Причем «Южный порт» не копирует «Москву-Сити», а строится с учетом ошибок, которые были выявлены при реализации делового центра. Если «Сити» создавался как район концентрированной бизнес-активности с некоторым объемом жилья, то «Южный порт», как не раз подчеркивал Сергей Кузнецов,— это сбалансированная среда с деловыми, жилыми и рекреационными зонами, сочетающаямасштабную застройку с элементами природы и культурной инфраструктуры.

«Формирование районов со смешанными функциями, безусловно, правильный ход,— рассуждает Дмитрий Наринский.— А монофункция— это всегда плохо, хотябы потому, что административно-деловые локации в вечерне-ночное время вымирают».

Планируя пространство в «Южном порту», девелоперы и городские власти заложили важный принцип— сбалансированное зонирование. Жилые кварталы там органично соседствуют с современными офисами, образовательными учреждениями, социальными объектами и торговыми площадями. При этом особое внимание при планировании новых кварталов локации уделяется благоустройству и озеленению: здесь появятся парки с фонтанами, прогулочные эспланады и озеленение на понтонах.

Проект сочетает коммерцию с отдыхом, повышая привлекательность территории.Девелоперы, в свою очередь, проектируют здесь не просто жилые комплексы, а полноценные микрорайоны, где всенеобходимое— школы, офисы, магазины и зоны отдыха— находится в шаговой доступности. Например, в одном из проектов кластера ЖК «Адмирал»— почти 64% территории отведено под благоустройство: это закрытые дворы площадью до полгектара, пешеходный бульвар с велодорожками и обилие озеленения.

ЖК «Адмирал»(Фото: ГК «Галс-Девелопмент»)ЖК «Адмирал»(Фото: ГК «Галс-Девелопмент»)ЖК «Адмирал»(Фото: ГК «Галс-Девелопмент»)ЖК Level Южнопортовая(Фото: Level Group)ЖК Level Южнопортовая(Фото: Level Group)ЖК Portland(Фото: FORMA)ЖК Portland(Фото: FORMA)ЖК «Южный порт»(Фото: Aeon Development)ЖК «Южный порт»(Фото: Aeon Development)

Раньше застройщики делали акцент на премиальности через минималистичный или классический дизайн, который часто выглядел однотипно. Сегодня же они всеактивнее выбирают экспериментальные и дерзкие проекты со сложными архитектурными решениями. Особенно это заметно на примере жилых комплексов в кластере «Южный порт». Запрос на футуристичную архитектуру находит воплощение в виде своеобразного «дизайн-кода» этой амбициозной локации.

Пример такого решения — башни в виде волн с градиентом от синего через голубой к белому. Ультрасовременная архитектура создается за счет волнообразных изгибов фасадов, что полностью отражается в его названии. После финального согласования и получения всех разрешений девелопер группы ВТБ «Галс-Девелопмент» планирует воплотить эту концепцию в «Южном порту», где уже возводятся первые корпуса жилого комплекса.Всего здесь будет три жилых квартала со школой и детским садом, рядом построят бизнес-центр. Подобные многосоставные решения позволяют реализовать принцип «города в городе»— жить, учиться и работать в одном районе, не выезжая за его пределы. Впрочем, выехать будет несложно: «Адмирал» единственный на сегодня ЖК во «втором Сити», который расположен в 300 метров от станции метро.

Этот подход становится системным для города. «Такой огромный мегаполис, как Москва, просто не может иметь один центр,— отмечает урбанист, основатель CM International Петр Кудрявцев.— Новые полифункциональные субцентры разгружают транспортную систему и формируют разнообразие сценариев городской жизни».

Благодаря смешанному функционалу, кварталы, застроенные не только жильем, но офисами, социальными и рекреационные объектами,перестают быть «спальными» и превращаются в живые городские экосистемы. Именно это, по мнению урбанистов, и есть будущее столицы: не монолитные деловые анклавы, а сбалансированные районы, где город становится по-настоящему гостеприимным для своих жителей.

Авторы Денис Тыкулов

Новое на сайте

₽1,2 млн за 6 ночей: где самая дорогая и дешевая аренда на Новый год

Самым дорогим направлением в России по средней стоимости ночи на новогодние каникулы стали горнолыжные курорты ...

Похожие статьи

Если вы хотите получать уведомления на свой E-mail о появлении новых статей, то рекомендуем вам чуть ниже ввести свой электронный почтовый адрес.