Что может заставить хозяина дома повесить у себя в гостиной портрет прабабушки размером во всю стену? Ответ — в новом проекте итальянского дизайнерского дуэта Роберто и Людовики Паломба Palazzo Daniele в Апулии
Гостиная в правом крыле Palazzo Daniele. На портрете изображена первая хозяйка палаццо — прабабушка нынешнего владельца Франческо Петруччи. Кресла Lirica, журнальный столик Carmina, дизайн Людовики и Роберто Паломба, Driade.
Крошечная деревня Гальяно-дель-Капо, прямо на кончике пятки итальянского сапога, до недавнего времени мало у кого вызывала интерес. Пока за дело не взялся Франческо Петруччи — основатель некоммерческой ассоциации по поддержке современных художников Capo d’Arte, который решил вспомнить о корнях, восстановить семейное гнездо и вернуть городу своих предков популярность.
«Мои родственники впервые поселились тут еще в начале XIX века. Они построили палаццо на городской площади в 1861 году, — рассказывает он. — Это был год объединения Италии. Дом был роскошный: два крыла, шесть спален. Потолки расписывались вручную. К сожалению, следующие поколения переехали в крупные города, не занимались домом, и он пришел в запустение. Я и сам долго жил за границей, но в какой-то момент решил вернуться. Целью жизни для меня стало возрождение этого места».
Выход из кухни на террасу к бассейну.
Столовая.
Идея Франческо — создать в Гальяно-дель-Капо особые условия для молодых и прогрессивных талантов, которые бы привлекли в город туризм и инвестиции. «Художникам это дает возможность работать в уникальных условиях — пейзажи с утесами и бескрайними оливковыми рощами Апулии просто восхитительны, а местные жители увидят, что происходит за чертой их города», — говорит Франческо. На данный момент в проекте уже приняли участие Кадер Аттиа, Росселла Бискотти, Ян Фудун и другие художники. Культурный центр в обновленной деревне — отреставрированный дом Петруччи.
«Благодаря инициативе владельца Palazzo Daniele — новый форпост для творчества без границ»
Библиотека. Росписи палаццо реставрировала целая команда специалистов.
В саду собрано множество самых разных растений. Молочай древовидный цветет с апреля по июнь.
Palazzo Daniele может стать местом настоящего паломничества любителей не только искусства, но и дизайна, так как интерьерами занимался звездный итальянский дуэт Людовика и Роберто Паломба (Ludovica and Roberto Palomba). «Мы дружим с Франческо, и он обратился к нам с просьбой курировать реставрацию правого крыла его палаццо, — рассказывает Людовика. — Нам сразу понравилась идея построить в интерьере мостик между прошлым этого дома и настоящим. Пространство используется для экспозиции работ современных художников, благодаря инициативе Франческо это новый форпост для творчества без границ».
«Повсюду следы ушедшей эпохи: сохранились даже кольца, к которым привязывали лошадей»
Внутренний двор. Перфорированный металл панелей, маскирующих вход, контрастирует со старым позеленевшим от времени камнем фасада.
Патио — уединенное место в саду, где можно укрыться от солнца и насладиться тишиной.
Вековые стены, увитые бугенвиллией, хранят отпечатки прошлого.
Первым этапом стала, конечно, масштабная реставрация. Чтобы безупречно воссоздать майолику XIX века и потолочные фрески, супруги Паломба привлекли лучших специалистов. «Мы сознательно использовали минимум мебели, оставив место для искусства, — говорит Людовика. — С другой стороны, в интерьере есть некоторые вполне утилитарные вещи — кровать, диван, стол, стулья, свидетельствующие о назначении комнат. При высоте потолков 6 м предметы обретают иной масштаб, весомость и смысл». Даже чаша купели в ванной воспринимается как часть художественной инсталляции — струи воды спускаются в нее прямо с потолка, создавая иллюзию водопада. Завораживающее зрелище!
Гостиная. Торшер Fortuny Lamp — современная версия легендарной модели Мариано Фортуни с абажуром из ткани Rubelli, Pallucco. Полотно южноафриканской художницы Александры Каракашьян. Роспись на потолке бережно восстановлена.
Спальни из-за минимального декора напоминают монашеские кельи. Роль светильников играют лайтбоксы художника Саймона Д’Эксеи. «Хотелось сохранить тут некую сакральность, „священность пустоты“, как однажды метко сформулировал наш заказчик», — рассказывает Роберто.
«При высоте потолков 6 метров предметы обретают иной масштаб и смысл»
Спальня. Роль светильников играют лайтбоксы художника Саймона Д’Эксеи.
В гостиной все внимание приковано к гигантскому портрету, на холсте изображена первая хозяйка палаццо, та самая прабабушка Франческо по отцовской линии. Интересно, что этот же самый портрет, но в более скромном размере, висит на кухне. Правнук даже выложил это фото в Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация) @palazzo.daniele, не без иронии написав под постом: «Has she ever cooked?» (англ. «Она когда-то вообще готовила?»). «Иногда я размышляю, что между нами есть тесная связь, — говорит Франческо. — Они с прадедом построили в Гальяно-дель-Капо больницу, я пытаюсь строить „галерею“ современного искусства. Хотя эти вещи кажутся несопоставимыми, хочется верить, что семена, посаженные сегодня, дадут новые ростки».
Ванная комната. Душевая лейка крепится прямо к потолку (на высоте 6 м). Чаша-купель, дизайн Андреа Салы, Pietra Serena.Кананыкина Елена