Чтобы оформить право на недвижимость, заключить сделку, узаконить перепланировку дома, нужно обратиться в Росреестр
Рассказываем, что это за учреждение, какими вопросами оно занимается и как туда обратиться, если понадобится.
- Что такое Росреестр
- Чем занимается
- Для чего нужен
- Как обратиться
Что такое Росреестр
В ведении Росреестра находятся права собственности на недвижимость, его основные функции — надзор и регулирование в этой области(Фото: Deemerwha studio / Shutterstock / FOTODOM)
Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии)— это государственная служба, которая регистрирует права на недвижимость. Росреестр ведет учет имущества, оценивает кадастровую стоимость, регулирует сделки, осуществляет контроль в области геодезии и картографии. Кроме того, служба контролирует деятельность самостоятельных организаций оценщиков недвижимости и арбитражных управляющих— специалистов, которые ведут процедуры банкротства [1].
Росреестр и Роскадастр: в чем разница
В ведении Росреестра находятся права собственности на недвижимость. Его основные функции— надзор и регулирование в этой области. Организацию сформировали в 2008 году, объединив три ведомства: Роснедвижимость, Роскартографию и Росрегистрацию [2]. Роскадастр ведет учет земельных участков, определяет их границы, создает топографические карты, планы и ведет геодезические работы [3]. Его учредил Росреестр в 2022 году на базе существовавших структур: «АО Ростехинвентаризация— Федеральное БТИ», ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», ФГБУ «ФКП Росреестра» и АО «Роскартография» [3].
Чем занимается Росреестр
Ведомство принимает запросы о регистрации прав собственности на недвижимость, после этого в Росреестре проверяют документы на соответствие законодательным нормам и смотрят историю прав на нее(Фото: New Africa / Shutterstock / FOTODOM)
Росреестр выступает посредником во всех операциях с жилой и нежилой недвижимостью— от купли-продажи и оформления ипотеки до регистрации изменений характеристик объекта (например, после перепланировки), а также занимается обновлением реестров и выполняет ряд других важных функций. Расскажем, что делает Росреестр.
Регистрирует права на недвижимость и ведет кадастровый учет
Ведомство принимает запросы о регистрации прав собственности на недвижимость. После этого в Росреестре проверяют документы на соответствие законодательным нормам и смотрят историю прав на нее. Затем право собственности регистрируется, а соответствующие данные вносят в ЕГРН. В подтверждение регистрации заявителю выдают выписку.
Предоставляет выписки из ЕГРН
В Росреестре доступны сведения об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных правах на него. В нем запрашивают выписку, содержащую кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровую стоимость, а также данные о собственнике и обременениях. История перехода прав на объект отражается в другой выписке— о переходе прав.
Контролирует деятельность кадастровых инженеров
Ведомство ведет учет кадастровых инженеров. В этот реестр вносятся сведения о созданных организациях, их членах, руководителях [4]. Росреестр следит за тем, чтобы кадастровые инженеры соблюдали законодательство и свои внутренние регламенты. Также ведомство размещает информацию об организациях кадастровых инженеров на своем официальном сайте.
Проводит картографические и геодезические работы
Росреестр отвечает за организацию геодезических и картографических мероприятий на федеральном уровне. Кроме того, это ведомство выдает лицензии на такие работы, чтобы их можно было провести, и контролирует их качество [5].
Готовит арбитражных управляющих
Росреестр проводит экзамены для тех, кто собирается работать по профессии арбитражного управляющего. В частности, представители учреждения входят в приемные комиссии наряду с педагогами от образовательной организации, которые принимают соответствующий экзамен. При успешной сдаче испытания выдают свидетельство. В случае неудачи пойти на пересдачу можно не раньше чем через два месяца [6].
Следит за состоянием земель и их использованием
Росреестр следит за состоянием земель, анализирует эффективность их использования и разрабатывает меры по их охране. Ведомство также определяет местоположение и границы земельных участков, помогая гражданам и организациям эффективно использовать землю для сельского хозяйства. Кроме того, Росреестр помогает определить оптимальные способы ведения сельскохозяйственной деятельности на конкретных участках [7].
Для чего нужен Росреестр
О любых сделках, при которых права собственности переходят другому человеку или организации, следует сообщать в Росреестр(Фото: fizkes / Shutterstock / FOTODOM)
Любые сделки или операции с недвижимостью необходимо регистрировать в Росреестре:
- оформление права собственности. Чтобы официально владеть недвижимостью, необходима регистрация в Росреестре. Это касается всех видов сделок— покупки, продажи, дарения, наследования;
- сделки с имуществом. О любых сделках, при которых права собственности переходят другому человеку или организации, следует сообщать в Росреестр. Сюда относятся договоры обмена, ренты и прочие;
- договор ипотеки. При оформлении кредита на жилье необходимо зарегистрировать залог в пользу банка. Это дает банку гарантии возврата кредита. Снятие залога также регистрируется в Росреестре после полного погашения ипотеки;
- регистрация договора долевого участия. При покупке недвижимости в строящемся доме регистрация долевого участия (ДДУ) обязательна. Это защищает права дольщиков;
- изменение в характеристиках имущества. О перепланировке, реконструкции недвижимости, переводе жилого помещения в нежилое и прочих изменениях необходимо сообщать в Росреестр. Организация рассматривает и обновляет данные в реестре;
- кадастровый учет. Эта информация нужна при сделках с имуществом: разделе недвижимости, образовании нового объекта, назначении доли и так далее;
- выписки из ЕГРН. В ней содержатся данные об имуществе и правах собственности на него. Эта информация необходима при проведении различных операций с недвижимостью, включая заключение сделок, разрешение имущественных споров в судебном порядке и проверку юридической чистоты объекта;
- данные о земельных границах. В Росреестре доступна информация о границах земельных участков между субъектами РФ и муниципальными образованиями. Эти сведения нужны, например, при урегулировании земельных конфликтов.
Как обратиться в Росреестр
Обратиться в Росреестр и получить данные от учреждения можно через портал «Госуслуги», МФЦ, при личном визите или через специальную форму на сайте Росреестра. Способ заявления зависит от ситуации и того, какая информация требуется. Например, выписку из ЕГРН можно получить онлайн, отправив запрос через «Госуслуги». Внести изменения в нее, если, например, закралась ошибка в данных, можно через МФЦ. Через сайт Росреестра можно обратиться за данным Роскадастра, отслеживать статус рассмотрения, запросить документы из ЕГРН, получить информацию из кадастровой карты. Также можно обратиться в ведомство следующими способами:
- отправить заказное письмо;
- написать через «Госуслуги» или форму на сайте;
- позвонить в ведомственный центр по номеру: 8-800-100-34-34;
- передать заявление самостоятельно в территориальное управление;
- обратиться во время личного приема граждан [8].
Авторы Теги