Как изменились подходы российских отельеров и в чем конкурируют их поставщики
По итогам 2023 года россияне совершили 78 млн поездок по стране, подсчитали в Российском союзе туриндустрии. Они назвали это рекордом: с увеличившейся сложностью и поднявшейся ценой зарубежных путешествий многие переключились на внутренний туризм. 57% отдыхающих для размещения выбирают отели, выяснил РБК Life. Это создает все условия для бурного развития гостиничной индустрии и сопряженных отраслей: вслед за строительством и открытием новых отелей всегда идут заказы на оборудование и мебель.
Фото: Senyuan Furniture Group
Далеко не все такие заказы получают отечественные поставщики. В конце 2023 года на российский рынок вышла Senyuan Furniture Group— китайская компания, представленная в 60 странах мира. Она выпускает мебель по индивидуальному заказу для четырех- и пятизвездочных отелей по всему миру, включая ОАЭ, Японию, Австралию, США и Европу. И пока другие международные бренды гостиничной индустрии, включая Hyatt, InterContinental, Marriott, Four Seasons и Wyndham, уходят из России, Senyuan расширяет свое присутствие в стране, поставляя мебель отелям в разных городах и регионах.
В интервью «РБК-Недвижимости» генеральный директор представительства Senyuan Furniture Group в России Дин Фан объяснил, что заставило компанию, сотрудничающую с западными контрагентами, выйти на российский рынок и какие тренды увидел иностранный поставщик с международным опытом в гостиничной отрасли в России.
— Гостиничный бизнес в России за последние годы столкнулся с серьезными испытаниями. Как изменились правила игры в этой сфере?
— Я думаю, с испытаниями столкнулся не только гостиничный сектор, и это большой толчок для переосмысления бизнеса в целом. Сейчас для новых игроков рынка открываются большие перспективы, а у старых появляются возможности для совершенствования.
Недавно я был на Восточном экономическом форуме во Владивостоке и присутствовал на мероприятии «Туризм.РФ». Услышал о планах и проектах в индустрии туризма, после чего пришло осознание: все проекты, что входят в портфель «Туризм.РФ», дадут мощный толчок индустрии гостеприимства в России. Масштаб проектов и количество номерного фонда способствуют расширению в уникальных местах, создавая новые возможности для отрасти и туризма в целом.
Мы видим, что корпорация «Туризм.РФ» активно развивает туристическую инфраструктуру в России, предлагая бизнесу участие в создании современных объектов через государственно-частное партнерство. Она поддерживает проекты на всех этапах— от мастер-планирования до сдачи в эксплуатацию. Это специализированное учреждение фокусируется на качестве и инновациях, помогая реализовать смелые идеи и создавать комфортную туристическую среду в стране.
Российский рынок, который ранее занимали европейские бренды, начал глобальный разворот на Восток. Он устоял после ухода многих мировых сетевых отелей, в том числе с позиций управления. Это сказалось на сервисе и качестве менеджмента, так как у любого сетевого бренда есть свои нормативы и правила. Но российский гостиничный бизнес не просто это пережил— он совершенствуется. У нас есть опыт внедрения мировых стандартов при проектировании отелей, и мы замечаем, что некоторые участники рынка в России поднимают планку качества даже выше, чем прежде.
— Приходилосьли вам наблюдать ликвидацию российских отелей?
— Нет. Рынок внутреннего туризма в России настолько востребован, что ликвидаций мы не видим. Наша компания сотрудничает с ведущими девелоперами страны, и мы наблюдаем обратную ситуацию— рост строительства и обновления отельного и санаторного сектора. Несколько проектов прямо сейчас реализуется при нашем участии. К 2023 году в России насчитывалось более 30 тыс. действующих гостиничных объектов, включая отели, санатории и базы отдыха. А с учетом развития частного бизнеса, господдержки и инвестиций количество мест размещения постоянно растет. Думаю, этот тренд продолжится и в будущем.
— Формируютсяли на российском рынке новые гостиничные сети?
— Да, и это очень интересный процесс: небольшие российские отели расширяются и становятся сетями. Я не говорю сейчас о Cosmos Hotel Group или Azimut Hotels— их мы относим к ведущим операторам отельного бизнеса в России. А вот, например, казанский бренд Luchiаno или краснодарский Mantera Group на данный момент вводят достойные проекты в России с хорошим контролем качества сервиса и правильной системой управления бизнесом, которая учитывает международные стандарты.
— Насколько серьезно уход люксовых иностранных гостиничных сетей сказался на стандартах качества в отрасли?
— Несмотря на все трудности, российские отельеры стараются придерживаться стандартов— такое стремление может быть незаметно снаружи, но оно очевидно при взгляде изнутри. Где-то мы видим даже добавление чего-то нового в тот сервис, который был прежде. Скажем, есть управляющие компании, долго работавшие в международных люксовых гостиничных сетях. Сейчас они функционируют в России сами по себе— и вкладывают весь свой опыт, чтобы поднять стандарты управления и уровень обслуживания клиентов.
Фото: Senyuan Furniture Group
Наша компания тоже привносит на российский рынок международные стандарты, поскольку мы работаем с 3,5 тыс. отелей по всему миру. Это позволяет нам понимать и в реальном времени калибровать формат, необходимый гостю в гостинице,— от зоны сна до зон общего пользования. К сожалению, в России нет специализированных вузов, где образование в сфере отельного бизнеса моглобы конкурировать с программой международных образовательных учреждений. Но гостиничная отрасль прикладывает максимум усилий, чтобы справиться с этим.
— Вы поставляете гостиницам мебель. Насколько в существующих реалиях отели готовы в это вкладываться?
— Бизнес-реалии в России очень благоприятные, ровно поэтому Senyuan Furniture Group открыла здесь представительство. Мы сейчас ведем переговоры с разными игроками гостиничной отрасли, а также девелоперами, которым интересно создание апартаментов и квартир под ключ. Мы видим, что бизнес вкладывается в новые проекты и развитие существующих. Начиная с дизайна и проектирования, заканчивая ароматом в номере— все идет с точной проработкой. Благодаря нашему опыту нам есть с чем сравнить российский подход. И это позволяет мне уверенно заявить: спрос в России большой, и он растет.
Фото: Senyuan Furniture Group
— Вы упомянули квартиры под ключ. Что вы имеете в виду?
— Апартаменты с отельным сервисом. За последние годы доля таких проектов в высокобюджетных новостройках Москвы подскочила с 2–3% до 15%, а сейчас этот тренд проникает из элитного и премиум-сегмента в бизнес-класс. Москвичи распробовали качественный отельный сервис и теперь ждут его не только в отпуске или командировке, но и у себя дома. Все больше состоятельных горожан решаются на переезд в апартаменты с отельным сервисом— и девелоперы реагируют на это, адаптируя продукт под новые запросы. Здесь важно не останавливаться только на сервисе, а продумывать и все остальные составляющие «дома как отеля», в том числе мебель.
— Московские девелоперы это делают?
— Да. Возможно, причина в том, что апартаментами с отельным сервисом занимаются в основном застройщики с высоким ценником, а такие компании привыкли продумывать все до мелочей, так как работают с требовательными покупателями. Поэтому девелоперы глубоко погружаются в процесс подбора мебели и все чаще останавливаются на специализированных комплектах для отелей. Мы со своей стороны готовы им помогать, предлагая как существующие варианты, так и «кастомные» решения, спроектированные в соответствии с дизайн-кодом конкретного дома или квартала— и даже адаптированные под форму комнат в случае нестандартной конфигурации дома или особенной планировки.
Фото: Senyuan Furniture Group
— Обращаютли внимание российские девелоперы и отельеры на экологическую составляющую?
— Да. За пределами отрасли бытует стереотип, что российский бизнес не волнует забота об окружающей среде. Как человек, работающий с множеством контрагентов в России, могу сказать: это неправда. Отельеры и девелоперы ставят нам и другим подрядчикам жесткие условия по соблюдению экологических норм— и мы гордимся тем, что перевыполняем их требования в части бережливого производства и натуральных материалов, из которых производится наша мебель. Мы были приятно удивлены, найдя единомышленников по вопросам заботы об окружающей среде в лице российских девелоперов и отельеров.
— Можноли на примере заказов мебели отследить тенденции в подходе российских отельеров к ведению бизнеса?
— Да, вполне. Я обратил внимание на то, что новые трех- и четырехзвездочные проекты все чаще запрашивают мебель премиального уровня— строго говоря, необязательную для трех звезд. И вот это желание превзойти ожидания будущих клиентов— тот тренд, который отличает российский бизнес.
Фото: Senyuan Furniture Group
Также мы видим, что востребованы стеновые панели для номеров, холлов и коридоров вместо разных видов обоев. Это дает быстрый монтаж, устранение неровности стен и, конечно, долгий срок эксплуатации. Тут очень важно сделать актуальный дизайн, чтобы он не устарел через некоторые время,— и в этом тоже проявляется дальновидность российских заказчиков.
— Каков спрос на мебель в российской сфере гостеприимства и кто прежде всего готов его удовлетворить?
— Интерьер отеля— это 50% успеха. Сейчас мы видим очень правильный подход к закупкам, где до выхода на сделку уточняются все нюансы для реализации проекта. Из-за ухода зарубежных компаний наблюдается рост импортозамещения и рост российского мебельного сектора. В прошедшем 2023 году производство мебели в России достигло 66,7 млн единиц (+33% к показателям 2022 года), что стало рекордной отметкой для отрасли с 2005 года. А в денежном выражении рост от года к году составил 23%— до ₽438 млрд. Второе место по популярности занимают китайские поставщики, третье— поставщики из Турции и Индии.
— Какой должна быть мебель из-за рубежа, чтобы выдерживать конкуренцию с российской?
— Конкуренция на рынке мебели требует от зарубежных производителей особого подхода, чтобы успешно завоевать доверие и предпочтение потребителей. В первую очередь, высокое качество материалов— это один из ключевых факторов. Например, натуральное дерево, качественные ткани и безопасные для здоровья покрытия становятся важными аспектами, на которые обращают внимание покупатели. Мы работаем только по индивидуальному производству и стараемся создавать качественные образцы из современных материалов для долгой эксплуатации. Это совпадает с запросом отельеров.
Фото: Senyuan Furniture Group
Но решающим фактором для многих потребителей зачастую становится доступная цена. Чтобы успешно конкурировать с российской продукцией, зарубежные производители должны находить баланс между качеством и ценой. Это может быть достигнуто за счет оптимизации производственных процессов, использования местных ресурсов или внедрения эффективных логистических решений.
— Как вы считаете, какие изменения ждут гостиничную сферу в России в ближайшие пять лет? И что нужно сделать российским отелям сейчас, чтобы подготовиться к новым вызовам в будущем?
— С учетом нынешних тенденций российские отели обладают всеми условиями, чтобы преуспеть во всех аспектах. Важнейшая часть— это сервис, а он с каждым годом улучшается. Мебель в лобби и в номерах должна быть прицельно сделана для отелей— то есть для коммерческого, а не частного использования. Это большая разница.
Пока мы видим, что российское производство еще не дошло до премиального качества. Но коллеги стараются, обучаются, используют правильные материалы, станки. Здесь, на мой взгляд, ключевую роль играет образование— так что ябы посоветовал российским игрокам больше вкладываться в обучение своих специалистов, создавать свою школу гостеприимства.
По опыту нашей компании могу сказать: важно соблюдать сроки изготовления заказа и работать в соответствии с мировыми сертификатами. В идеале нужно стремиться к созданию проектного бюро и выработать программу управления отелями.
— Насколько сейчас рентабельно и дальновидно для гостиничного бизнеса поставлять мебель из-за рубежа? Не замечаетели вы намерения властей России отказаться от импорта мебели?
— Наша компания старается выйти на цены, которые моглибы конкурировать с расценками на мебель российского производства. Здесь главное— работать с логистикой, это одна из основных частей себестоимости продукта. А намерений отгородиться от импорта я не вижу, нет даже предпосылок. В любом случае зарубежная мебель будет ввозиться в Россию— как европейская, так и китайская. Мы как производители мебели для отелей наблюдаем, что в гостиничном секторе идет поиск компромисса среди возможностей и предложений мебельных компаний из России и Китая— и в зависимости от ситуации конкурентную борьбу выигрывают то российские, то китайские поставщики.
Теги