В районе Южного порта построят миллионы квадратных метров жилой, социальной и коммерческой инфраструктуры. Разбираемся, чем интересен этот грандиозный проект
Район Южного порта станет новой точкой притяжения горожан и туристов. Этому способствует масштабный проект развития территории. Жилые дома и школы, зеленые набережные, развлекательная инфраструктура и целая транспортная сеть на реке— в ближайшее время Южный порт должен радикально преобразиться. Рассказываем, какое будущее его ждет и когда локация получит новую жизнь.
От прошлого к будущему
Южный порт строили в 1937–1939 годах. Проект реконструкции Московского транспортного узла должен был превратить столицу в крупнейший речной порт страны— «порт пяти морей». В город стали прибывать крупнотоннажные корабли, им требовалось место для швартовки и погрузочных работ. Так и появился Южный порт, откуда позднее стали отходить и пассажирские суда.
В 2000-х годах порт утратил логистическую функцию, а значительные территории— промзона площадью 633 га, что составляет 35% всего района Печатники— постепенно приходила в упадок. Все изменилось несколько лет назад, когда город начал активно работать над реорганизацией бывших промышленных зон.
(Видео: телеканал РБК)
Теперь Южный порт— место перемен, где построят 7,4 млн кв. м недвижимости. Из них 4,4 млн кв. м придется на жилые дома, а 260 тыс. кв. м— на социальные объекты. В районе появятся 11 учебно-воспитательных комплексов, отдельно стоящие детские сады и школы, объекты здравоохранения, пожарное депо, подстанция скорой помощи. А ближе к воде откроют большой амфитеатр, площадку для мероприятий, музеи, театры и кафе с террасами.
Южный порт уже изменился— заметно улучшилась его транспортная доступность. Недавно здесь открыли станцию метро Большой кольцевой линии «Печатники», скоро планируют построить станцию метро «Южный порт» салатовой ветки.
Станция метро «Печатники» БКЛ(Фото: Ovchinnikova Irina Shutterstock)
Время воды
Москва выделяется среди мировых столиц множеством набережных. Реки протекают в разных районах города, формируя разветвленную водную сеть. Ее тоже продолжат развивать: мэр Москвы Сергей Собянин объявил о разделении акватории Москвы-реки на 12 участков для регулярных и прогулочных маршрутов, занятий водными видами спорта и разовых мероприятий.
В 2025 году зонирование пройдет и в акватории Южного порта. Девелоперская компания FORMA разработала мастер-план с подробным описанием будущего устройства этой части реки. «Акватория Южной поймы стала первым опытным шагом для разработки плана зонирования. В рамках документа выделены зоны под движение регулярного транспорта и водного спорта: парусного судоходства, вейкбординга и гребли»,— рассказал Илья Чепрасов, руководитель компании FORMA.
Акватория будет развиваться в несколько этапов. Первый завершится в 2024–2025 годах вместе с открытием причала для речного такси. Вторым этапом станет запуск спортивных активностей. Третий этап— открытие гавани— намечен на 2028 год.
Ключевой локацией Южного порта станет зеленая набережная длиной 2км. Как сообщил Сергей Собянин, она станет частью непрерывного велопешеходного маршрута протяженностью 13км и соединит новые жилые кварталы в Южном порту с ЗИЛом и Нагатино. Некоторые жители района смогут оказаться на набережной, сделав буквально пару шагов от дома. К ним относятся резиденты жилого комплекса Portland из восьми корпусов, которые введут в эксплуатацию в 2025 и 2028 годах. «Особенность этого проекта в том, что жители смогут безбарьерно, можно сказать в тапочках, пройти от лобби дома прямо до набережной»,— уточнил Илья Чепрасов.
Проект PortlandотFORMA .ВизуализацияПроект Portland от FORMA .ВизуализацияПроект Portland от FORMA .ВизуализацияПроект Portland от FORMA .ВизуализацияПроект Portland от FORMA .Визуализация
Застройщик планирует потратить на благоустройство территории ₽1,1 млрд. Более половины суммы инвестируют в благоустройство набережной, 400м из которой войдут в состав проекта Portland, оставшуюся часть— в элементы водной инфраструктуры. Будут построены понтонный бассейн, гавань для катеров и яхт, аркада-променад с видовой террасой и пышным парком на крыше.
Элементы водной инфраструктуры станут не только местом для прогулок и занятий спортом. Понтон и причальный пирс будут использовать как место стоянки для водного такси. «Думаю, сервис такси откроется уже в следующем году. Его клиенты смогут через приложение заказывать себе рекреационные прогулки. Также можно будет использовать катера как классическое такси, чтобы добраться из дома на работу»,— объяснил Илья Чепрасов.
Вид сверху на набережную. Проект Portland. Визуализация
Набережные как точки притяжения
Прибрежное пространство в Южном порту— часть большой городской программы по благоустройству набережных. За последние 11 лет в Москве преобразили около 100км пешеходных зон у воды.
«Программа движется очень активно. Это и транспортное обслуживание, и застройка берегов. Водный транспорт тоже начал работать. По сравнению с 2014 годом у набережных появилось значительно больше рекреационных, спортивных, деловых функций. Южный порт— новый район, как «Москва-Сити», только на юго-востоке»,— заявил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.
Один из самых масштабных проектов по реконструкции набережных Москвы-реки— Симоновская набережная. «Думаю, это самый сложный проект в программе. Это связано с тем, что там очень сложный рельеф, требуются непростые и дорогостоящие инженерные решения,— объяснил Кузнецов.— Идея в том, чтобы с помощью набережных соединить территории ЗИЛа и Южного порта с центром города. Сейчас этой связи нет, но она будет создана».
Регата на фоне строящихся корпусов проекта Portland(Фото: пресс-служба FORMA)
Градостроительные изменения позитивно скажутся на жителях близлежащих домов. Например, резиденты городского квартала FØRST на Симоновской набережной смогут открыть для себя новые сценарии жизни с прогулками и занятием спортом у воды. Благодаря связи городских набережных им также будет легче добраться до мест работы и учебы в других частях города.
«Необычная архитектура FØRST легко вписывается в окружение,— уверен Александр Ким, заместитель руководителя компании FORMA.— Благодаря натуральной клинкерной плитке на фасаде создается эффект скалистой горной породы северных фьордов: эффектный вид со стороны Москвы-реки или с прогулочного катера. Нордический характер выбран неспроста— нам хотелось создать надежный дом-скалу, чтобы украсить эту часть берега реки».
Развитие набережных повлечет за собой несколько позитивных перемен. Город получит новые благоустроенные зоны, а жители— места для отдыха. Инвесторыже наверняка оценят повышение ликвидности квартир в жилых проектах у воды.
«Если мы говорим об объектах у воды, я думаю, что наиболее ликвидной и повышающей качество проекта характеристикой является как раз благоустройство набережных, создание всей необходимой инфраструктуры для жителей,— рассказала Анна Мармуридзис, директор по развитию бизнеса департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers.— Объекты у воды продаются по более высокой цене. Средневзвешенная стоимость квадратного метра в Москве составляет порядка ₽520 тыс. за 1 кв. м. В объектах у воды с красивыми видовыми характеристиками цена составляет уже порядка ₽720 тыс. за 1 кв. м».
Авторы