Франсуа Катру — дизайнер, оформлявший дома Ротшильдов и других звездных семей. Этот дом в Провансе был его «тихой гаванью», где они с женой Бетти скрывались от суеты и светской шумихи
Гостиная. Дубовый стол — антикварное издение XVIII века. Многогранный светильник сделан на заказ по эскизам Франсуа Катру, как и журнальный столик на трех ножках. Кожаные кресла, 1940-е годы, дизайн Андре Арбю. Шторы, Bernard Thorp. Ослик из папье-маше, Blackman Cruz. Скульптура льва на камине — оригинальная скульптура XVII в.
Парижский дизайнер и декоратор Франсуа Катру (François Catroux) в особом представлении не нуждается: в числе его клиентов было семейство Ротшильдов, Диана фон Фюрстенберг, кронпринцесса Греции Мари-Шанталь и другие не менее звездные личности. Сам же в последние годы он все чаще уезжал из Парижа, чтобы провести время в кругу семьи в их загородном имении Les Ramades на юге Франции.
Внутренний дворик украшают растения в горшках.
Бетти и Франсуа Катру на пороге своего дома в Провансе.
Старый каменный дом XVI века в местечке Лурмарен (Люберон, Прованс) они с женой Бетти купили, чтобы убегать от светского шума и городской суеты в тихую французскую глубинку и предаваться «сладкому ничего-не-деланию». «Я пью розе и любуюсь красотой, — говорила Бетти об этих их эскападах, — А Франсуа? Франсуа всегда мечтает».
Нетрудно догадаться, почему. Здесь действительно все располагает к отдыху и созерцанию. Дом стоит на 10 акрах земли, половину из которых занимает традиционный прованский сад с бассейном (любимое место отдыха Бетти) и теннисным кортом, где любят погонять мяч их взрослые дети и внуки. Это тихое, романтичное место, полное покоя и умиротворения.
Бассейн в тени вековых дубов и олив — любимое место отдыха Бетти Катру.
Дом был куплен в 1990 году у трех сестер весьма почтенного возраста и представлял собой старые развалины с грязными полами. Единственное, что хоть немного напоминало о цивилизации, — две ванные комнаты, обустроенные прежними хозяевами. Но тем интереснее было декоратору работать над этим проектом. «Куда приятнее действовать с нуля, чем покупать уже готовое», — говорил Франсуа.
Задний двор, где растут кипарисы, плющ и кусты лавра. Три черепичных карниза — признак былой роскоши.
Говорят, когда-то на этом месте был монастырь, потом здание принадлежало богатой семье, о чем свидетельствовали многослойные черепичные карнизы. «Простой человек будет иметь один слой, богатый два, а у нас их целых три, так что дом наверняка принадлежал кому-то очень важному», — говорили хозяева.
Летняя гостиная. Над полкой с напитками, сделанной на заказ, — индонезийское зеркало. Плетеная мебель, Tectona.
Больше всего Франсуа восхищали в архитектуре Les Ramades сводчатые потолки и внутренний двор. «Лурмарен находился в самом эпицентре войны между протестантами и католиками, — рассказывал дизайнер. — Поэтому дома здесь — маленькие крепости с укрепленными стенами и центральным внутренним двором, где жители могли обороняться». Внутренний дворик также чем-то напоминает традиционные дома Алжира времен французской колонии, где вырос Франсуа. Он родился в Алжире в семье французского военного и был школьным товарищем Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent), с которым их снова уже в Париже свела Бетти и с которым они дружили вплоть до самой смерти кутюрье в 2008 году.
Столовая. Деревянный обеденный стол куплен на блошином рынке. Возле него — винтажные французские деревянные стулья 1940-х гг.
В интерьерах Les Ramades нет ничего от той тяжелой роскоши, которую Катру делал для своих клиентов: добротная мебель, натуральные материалы, спокойная гамма, которая максимально гармонирует с окружающей природной средой. На полу — традиционная местная кладка, представляющая собой «плитку» из речной гальки, вмурованной в гладкий бетон. «Если прищуриться, можно увидеть марокканский ковер, который „кочует“ из комнаты в комнату», — рассказывал Катру в своей монографии, опубликованной в 2016 году издательством Rizzoli.
Библиотека. Кресла и диван созданы по дизайну Катру и обиты тканью Bernard Thorp. Книжный стеллаж также спроектирован дизайнером, по обе стороны от него — работы Анри Матисса.
На стене — скульптура Жана Дерваля (Jean Derval).
В доме есть несколько монументальных объектов вроде дубовой многоугольной люстры в гостиной, спроектированной самим дизайнером, или пары экзотических деревянных ширм, купленных в Париже (Катру заметил их, когда работал над оформлением витрин бутика Cerruti и тут же договорился о покупке). В остальном же дизайнер делал ставку на простоту и «скромное обаяние старины»: мебель местных ремесленников соседствует здесь с винтажными находками с блошиных рынков, культовыми объектами дизайна вроде прототипа стула 1930-х годов Акселя Эйнара Хьорта (Axel Einar Hjorth) и аксессуарами масс-маркета вроде зеркала Crate & Barrel в гостевой спальне.
Соломенное панно работы Александра Колдера служит ковром на кухне.
На стене в маленькой мастер-спальне — серия коллажей Ива Сен-Лорана, подарок модельера. «Ив дал мне все: свою любовь, свою одежду, украшения, часть своей жизни и свое искусство, — говорит Бетти. — Когда на него накатывало вдохновение, он бросался писать или рисовать, и дарил свои работы мне».
Спальня хозяев дома. Кровать сделана на заказ и обита тканью Bernard Thorp. Прикроватные столики — винтаж, работа дизайнера Жан-Мишеля Вилмотта. Настольные лампы, Blackman Cruz. Табурет — прототип 1930-х гг. Акселя Эйнара Хьорта. На стене над изголовьем — работы Ива Сен-Лорана.
Несколько лет назад Катру добавил к дому летнюю гостиную и столовую — полуоткрытые помещения, ориентированные так, чтобы стены защищали от мощных Мистралей. Крыша столовой из черепицы стоит на массивных каменных колоннах, дизайн которых Катру подсмотрел в близлежащем средневековом шато Château d’Ansouis. А во внутреннем дворике открытой гостиной он установил старинную каменную поилку для лошадей, превращенную в фонтан. «Эта комната изменила мою жизнь, — любил повторять он.
Летняя гостиная. Плетеная мебель и столики, Tectona.
Терраса. Фонтан XVI века венчает современный металлический флюгер. Фигуры гусей сделаны из выброшенной на берег из моря древесины. Старинный металлический корабельный светильник выполняет роль скульптуры.