Архитектору Пьеру Йовановичу потребовалось четыре года, чтобы воскресить из руин французское поместье XVII века. Зато теперь для его хозяев выражение «мой дом — моя крепость» имеет самое прямое значение
Все настоящие замки немного сказочные. Архитектор Пьер Йованович (Pierre Yovanovitch) испытал это на себе в 2009 году, когда впервые поддался чарам поместья Фабрег. К тому моменту замок, скрытый от мира буйной растительностью, почти забытый, уже четыре столетия отражал атаки времени. «Это была невероятная встреча. Я словно получил пропуск в старую волшебную сказку. Дом сам выбрал меня. Я понял это, едва увидев его, хотя он практически лежал в руинах», — рассказывает архитектор.
Четыре года колоссального строительства, казалось, могли бы разрушить чары. К счастью, этого не случилось. Сегодня квадратное в плане здание, увенчанное четырьмя башнями, — квинтэссенция самой идеи замка. Его высокие стены просто созданы для того, чтобы по ним скользили тени из фильмов Кокто или «Вечного возвращения» Деланнуа. «Нам удалось найти строителей, каменщиков и краснодеревщиков, способных творить чудеса», — говорит Пьер. К тому же новый владелец замка бдительно следил за тем, чтобы дух места не исчез вместе со строительным мусором.
Гостиная. У камина, декорированного лепниной из гипса, стоят диваны, сделанные по проекту Пьера Йовановича. Стол из светлого акажу, дизайн Теренса Харольда Робсон-Гиббингса (1949). Ковер, Holland & Sherry. Кресла, дизайн Отто Шульца (1940). Светильники (1950) и канапе (1931) — дизайн Акселя Эйнара Хьорта. Низкий столик, Silas Seandel (1970). На стене — работа Франческо Клементе.
Дом, построенный из известняка, без фундамента, подвергся основательной реконструкции. Балки и перекрытия укрепили, перенесли, частично заменили. В столовой восстановили, казалось, безвозвратно утерянные кессоны. Деревянные балки в холле укрепили и оштукатурили. Так они выглядят более массивно — под стать каменным дверным проемам, а заодно сливаются с крашеными стенами и не отвлекают внимания от веселого призрака — пригвожденной к стене керамической фигурки.
Столовая. Узор на полу из двух пород мрамора вторит рисунку восстановленных потолочных кессонов. Люстра с латунными снежинками, дизайн Пааво Тюнелла (1948). Столовый гарнитур, дизайн Кристена Эмануэля Kера Монберга (1923). На стене — работа Стефана Балкенхола.
«Изначально любой замок лишен украшений — это и стало моим ориентиром»
Холл. Оригинальные каменные полы, лестницу и порталы бережно восстановили. Над скамьей из сосны и чугуна, дизайн Фольке Бенсоу (1923), — работа Ричарда Нонаса. На постаменте из дуба — чугунная ваза, Kramer Brothers Foundry. На стене у лестницы — керамическая скульптура Мишеля Гуера (2009).
Оформляя интерьеры, Йованович отказался от идеи исторической реконструкции. Смешав скандинавские традиции и аскетичный характер домов французской провинции Вар, он выдумал историю семьи, которая могла бы жить здесь в течение долгих лет. Просто и достойно.
В отделке много натурального камня, но ковры из льна, конопли и хлопка, мебель из дуба, ореха и красного дерева делают брутальный интерьер теплым. Мебель знаменитых дизайнеров 1940-х годов сочетается с объектами, сделанными по эскизам Йовановича.
Кухня. В центре композиции — многоугольный стол из лиственницы работы Пьера-Эла Бри. Стулья, дизайн Акселя Эйнара Хьорта (1930). Подвесные светильники Hely из стали и стекла, дизайн Катриины Нуутинен (галерея Maria Wettergren). Пол выложен юрским мрамором.
Хозяин бдительно следил за тем, чтобы дух места не исчез вместе со строительным мусором
«Изначально любой замок прост, почти лишен украшений, это и стало моим ориентиром, — заключает архитектор. — Не отказываясь от гипсовой лепнины в украшении каминов, я интерпретировал пространство на современный лад. Я словно снял ремейк старого фильма, в котором прошлое становится настоящим. Здесь все на своих местах, и только время ускользает, спокойно отсчитывая секунды».
Спальня. Кровать из массива дуба и закрепеленные на изголовье светильники сделаны по эскизам Пьера Йовановича и Пьер-Эла Бри. Льняное белье и кашемировый плед, Esensualliving. Подушки от Peter Fasano, Twill Textiles и Glant Textiles. В изножье — деревянная скамья, XIX век. Торшер, дизайн Габриэллы Креспи, Италия (1960). Ковер из натурального льна, Ateliers Pinton.
Грубое дерево и натуральные ткани подчеркивают феодальный характер помещения
Ванная комната. По просьбе владельца стены, пол, широкие подоконники-лавки и даже экраны радиаторов сделаны из юрского мрамора. Дубовый табурет, дизайн Карла Малмстена, Швеция (1953).
Отделка из цельного камня делает дом мощным и неприступным не только изнутри, но и снаружи
Замок Фабрег окружен огромным парком, созданным по проекту знаменитого ландшафтного дизайнера Луи Бенеша. Угловые башни символизируют четыре времени года. Это отражено в цвете стеклянной плитки, которой облицованы крыши. Бассейн вымощен натуральным камнем.