Дизайнер Наталья Шевченко оформила интерьер в екатеринбургском «доме-расческе» — памятнике эпохи конструктивизма
Кабинет. Стол, «Татра», Чехословакия, 1970-е, дизайн Франтишека Йирака. Кресло Финляндия, предположительно фабрика Martela, 1990-е. Напольный светильник, La Redoute. Потолочный светильник, Германия, 2000-е.
Кабинет. Стол, «Татра», шпон ореха, бук, Чехословакия, 1970-е, дизайн Франтишека Йирака. Кресло, Финляндия, предположительно фабрика Martela, 1990-е. Кушетка из бука сделана на заказ по эскизам дизайнера. Напольный светильник, La Redoute. Потолочный светильник, Германия 2000-е.
ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ
Тип недвижимости: двухуровневая квартира в доме — объекте культурного наследия
Где находится: г. Екатеринбург, «Дом-расческа», дом-коммуна Госпромурала в стиле конструктивизм 1930–1937 гг.
Метраж: 64 м2
Стиль: mid-century modern, скандинавский, элементы эстетики орфизма
Основная идея проекта: сделать удобную и яркую квартиру для сдачи в аренду, а также продвинуться от утилитарной концепции конструктивизма «дома-коммуны» к идее комфорта и лёгкости модернизма середины столетия
Цветовая гамма: базовый белый цвет с яркими контрастными акцентами глубокого синего, зеленого, желтого, терракоты
Авторы проекта: дизайнер Наталья Шевченко, т. +7 (912) 222-84-22, megavodonata@gmail.com
Основная идея проекта — сделать удобную и яркую квартиру для сдачи в аренду, а также продвинуться от утилитарной концепции конструктивизма «дома-коммуны» к идее комфорта и легкости модернизма середины столетия
Кабинет. Стол, «Татра», шпон ореха, бук, Чехословакия, 1970-е, дизайн Франтишека Йирака. Кушетка из бука сделана на заказ по эскизам дизайнера.
В Екатеринбурге — бывшем Свердловске — в 1930-х годах было построено более дюжины конструктивистских жилых комплексов. Это не просто дома, а целые кварталы, застроенные отдельными зданиями, так называемыми городками. В Екатеринбурге есть городок чекистов (там жил когда-то Борис Ельцин), работников милиции, военный городок и так далее. Дом-коммуна Гостяжпромурала тоже занимает целый квартал, но по сути это одно сооружение, поскольку шесть корпусов соединены наземными переходами. Проектировался он по всем правилам нового быта: в доме была своя поликлиника, детский сад и ясли, а вот столовую организовать так и не успели.
Кабинет, фрагмент.
В одном из корпусов дома-коммуны находится эта квартира. Двухуровневая, с кухней-гостиной, двумя спальнями и двумя санузлами, она приобреталась для сдачи в аренду, поэтому требование к ремонту было только одно — сделать ее комфортной. Стилевые и декораторские приемы были оставлены на усмотрение дизайнера.
Кухня-гостиная. Кухня «Мария». Стулья, Cesca. Кресла-«ракушки», винтаж, Чехословакия 1960–70-е гг. Стул Oswald Herdtl, «Лигна», 1960–70-е гг.
«Мне очень хотелось уйти в сторону от холодной идеи конструктивистских строений, — рассказывает дизайнера Наталья Шевченко. — Создать комфортную и яркую квартиру для жизни. Но в то же время мне виделось, что нужно опереться на ДНК здания начала ХХ века. Поэтому было принято решение, оставаясь в рамках модернизма как носителя идеи легкости и комфорта, добавить в интерьер жизни с помощью контрастной динамики цвета. Здесь очень кстати пришлись эстетика орфизма, как воплощение яркости жизни и творчества».
Кухня-гостиная, фрагмент. Стул из палисандра, предположительно Индия, 2010 г. Стулья, Cesca. Лампа, винтаж, Estoplast, Эстония 1970-е. Подсвечники, ИКЕА. Ваза, H&M Home.
Ритм всему интерьеру задала репродукция картины авангардистки Сони Делоне «Электрические призмы». Элементы этой работы, написанной в 1914 году, нашли отражение в цвете помещений и геометрических формах, ярких акцентах светильников и декоративных предметов.
Кухня-гостиная, фрагмент. Над столом — эстонский винтажный светильник 1970-х гг. Стулья, Cesca, винтаж.
Кухня-гостиная, фрагмент.
Лестница. Винтажные цапли, тик и латунь, Индия, 1960-е.
Вид из коридора на лестницу.
Обстановка практически полностью собрана из винтажных предметов, которые в этих стенах выглядят как члены одной большой семьи. Некоторые предметы были найдены неважном состоянии и возвращены к жизни. Например, стол в кабинете, расположенном на первом этаже, пришел в полную негодность. Но после того как со столешницы сняли слои лака, открылся хорошо сохранившийся шпон ореха с уникальным рисунком.
Лестница. Панно выполнено из керамической плитки.
Лестница. Хрустальные подвески винтажного светильника заменили яркими синими пластинами из оргстекла с геометрическими элементами.
Спальня. Кровать и покрывало сделаны на заказ. Настенные светильники, Fase, Испания, предположительно 1970-е. Цапли из тика и латуни винтажные.
Как вспоминает Наталья, строитель, который занимался ремонтом, долго не мог смириться с мебелью 1970-х годов, называя тумбы, которые она приготовила для ванной комнаты и гостевого санузла не иначе как «тараканниками» и «клоповниками». Он еще застал то время, когда подобную мебель массово выбрасывали на помойку, и ему казалось безумием возвращать их обратно. Немало вопросов вызывали и винтажные люстры: «Разве нельзя было купить новое в магазине!?», — удивлялся он.
В какой-то степени это отражает отношение к зданиям эпохи конструктивизма в Екатеринбурге: памятники истории и архитектуры сносят, чтобы построить на их месте жилые высотки. Корпуса дома-коммуны Гостяжпромурала признаны объектом культурного наследия, поэтому им не угрожает снос, но их давно не реставрировали.
«Очень грустно смотреть на неухоженный комплекс с интересным архитектурным решением и когда-то задуманными светлыми мечтами, — говорит Наталья. — Поэтому моей основной задачей было вдохнуть в этот проект глоток свежего воздуха, сделать легкий, яркий и удобный интерьер для жизни. Я надеюсь, что это был один из первых шагов к реабилитации всего комплекса».
Гостевой санузел. Винтажная тумба, Румыния, 1960-е. Раковина, Maison. Потолочный светильник, Eglo. Настенные светильники, Финляндия, 1970-80 гг. Стакан для зубных щеток, «Уршельский стекольный завод», 1960-70 гг. Смеситель, Vitra. Зеркало изгтовлено на заказ.
Ванная комната. Винтажная тумба, шпон ореха, 1970-е. Раковина, Maison. Душевая система и смесители Stockholm, Damixa. Винтажная газетница, курский завод «Счетмаш», 1970-е. Экспортные настенные светильники, СССР, 1970-е. Зеркало изготовлено на заказ. Вешалки для полотенец сделаны по эскизу дизайнера из винтажных крючков и оргстекла. Плитка, Kerama Marazzi.
Прихожая. Кресло, полки, зеркало, все — ИКЕА. Репродукция работы Сони Делоне «Электрические призмы», 1914 г, холст, масло.