Обстановка раскрывает многие черты личности «королевы рококо»: ее невероятное легкомыслие, желание иметь все самое лучшее и переменчивый вкус
Золотой кабинет в Версале.
Мария-Антуанетта, австрийская принцесса и супруга Людовика XVI, остается одним из самых символичных персонажей в истории Версаля. Она прибыла к французскому двору в четырнадцать лет, спустя четыре года стала королевой, но правила не столько страной, сколько своим маленьким миром, ограниченным Версалем, Трианоном, Фонтебло, Марли — дворцами, в которых она играла свою роль королевы рококо.
Портрет Марии-Антуанетты кисти Жана-Батиста-Андре Готье-Даготи.
За двадцать лет она ни разу не попыталась познакомиться со своим государством, ни разу не переступила порог дома обычного горожанина. Быть королевой для нее значило всего лишь быть самой прекрасной, самой элегантной, самой очаровательной женщиной королевского двора, вызывающей восхищение у всех, кто ее окружает.
Золотой кабинет в Версале.
Своей резиденцией Мария-Антуанетта сделала дворец Малый Трианон, который Людовик XVI преподнес ей как игрушку, «утренний дар». У нее были парадные апартаменты и в Версале — согласно дворцовому этикету, здесь должны были проходить аудиенции и публичные трапезы. Но королева, привыкшая к более простому церемониалу австрийского двора, стремилась оградить свое личное пространство от посторонних взглядов, поэтому за потайной дверью в королевской спальне были спрятаны ее личные покои — маленькая двухэтажная квартирка с окнами, выходящими во внутренний двор.
Золотой кабинет в покоях Марии-Антуанетты.
Личные покои Марии-Антуанетты, открывшиеся к 400-летию Версаля, — это территория, на которой она принимала близких друзей или играла с детьми. В Золотом кабинете в ходе реставрации восстановлено убранство, созданное придворным архитектором Ришаром Миком (Richard Mique). В 1784 году он заменил шелковую обивку деревянными резными панелями с античными мотивами, вошедшими в моду благодаря недавно открытым развалинам Помпеи и Геркуланума.
Одна из комнат в личных покоях Марии-Антуанетты.
Форма комнаты позволяла слугам проходить из спальни в другие комнаты, не беспокоя короля, который в полдень приходил в будуар отдохнуть. Отсюда его название (Meridian, то есть «полдень»). В 1781 году Мария-Антуанетта родила, наконец, наследника, и это радостное событие получило отражение в обновленном убранстве будуара. Декор из дерева и бронзы прославляет новорожденного принца, королевскую чету (орел Юпитера, символизирующий короля, и павлин Юноны, королевы) и супружескую любовь (гирлянды из роз, лук и стрелы).
Кабинет «Меридиен» (будуар Марии-Антуанетты).
Будуар Марии-Антуанетты, фрагмент.
Библиотека Марии-Антуанетты, фрагмент.
Хотя про Марию-Антуанетту говорили, что она за всю свою жизни не прочитала до конца ни одной книги, ее личные покои включали библиотеку, оформленную между 1779 и 1781 годами все тем же Ришаром Миком. Книги хранились в застекленных шкафах, высоту полок можно было регулировать. Во время революционных событий библиотека королевы была перевезена в Париж и сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции. Архитектор разделил судьбу своей королевы: он был заподозрен в попытке ее освободить, арестован и казнен на гильотине.
Библиотека в личных покоях Марии-Антуанетты.
Татьяна Филиппова