Краткосрочная аренда жилья на «Авито Недвижимости» начала работать по новым правилам. Как они устроены и как на это отреагировали рантье из разных городов
Популярная онлайн-платформа «Авито Недвижимость» перешла на новый стандарт для краткосрочной аренды жилья. С марта 2023 года в 23 крупных и 30 прилегающих к ним мелких городах она работает только через бронирование онлайн. Это сделает процесс аренды квартир более удобным, быстрым и безопасным для всех сторон, убеждены в «Авито».
Прежде платформа функционировала как классическая доска объявлений, где можно было найти объявление о посуточном проживании в квартире и позвонить автору. «Авито Недвижимость» не участвовала в сделках между арендодателями и клиентами, а потому не могла гарантировать добросовестность каждой из сторон. Теперь сервис взял на себя роль регулятора, который поможет обеспечить безопасность и комфорт сделки, избежать неожиданностей и урегулировать возможные споры.
Первым этапом на новый формат работы перешли в крупных агломерациях в категории «квартиры». К примеру, онлайн-бронирование уже действует в Москве, Сочи, Екатеринбурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде. В остальных населенных пунктах транзакционная модель запустится до конца года. Также в течение 2023 года «Авито Недвижимость» добавит к квартирам посуточную аренду домов.
Еще до введения обязательного онлайн-бронирования арендодатели начали самостоятельно переходить на новый формат работы. «РБК-Недвижимость» нашла нескольких предпринимателей, которые раньше прочих опробовали транзакционную модель, и узнала, как это повлияло на финансовые показатели, заполняемость и стандарты сервиса в сфере посуточной аренды квартир.
Подключение и адаптация: легколи компании перейти на онлайн-бронирование
Постепенный переход «Авито Недвижимости» в онлайн-бронирование стартовал в 2021 году. Тогда формат начали тестировать в отдельных городах России— опробовать новую модель мог любой желающий арендодатель. Владелица новосибирской компании Andora-apart («Андора-апарт») Оксана Кайманакова подключилась в конце 2022-го: «Мы понимали, что рано или поздно это нас коснется. И хотели быть к этому готовыми».
Для некоторых компаний переход на онлайн-бронирование стал способом развития внутри площадки. «Мы размещаем квартиры на «Авито Недвижимости» с момента основания компании— как только начали работать в посуточной аренде,— рассказал «РБК-Недвижимости» Роман Акимов, управляющий сетью посуточных квартир «Европа Центр» в Екатеринбурге.— «Авито»— мощный ресурс, который знают по всей стране, странно былобы не размещаться на нем. К онлайн-бронированию подключились сразу, как только появилась такая возможность— летом прошлого года. Как только нам предложили, мы сразуже согласились, потому что это интересный формат».
«Адаптироваться получилось оперативно. Мы заранее знали о новой системе и изучали опыт коллег из пяти пилотных городов»,— признался Александр Хребтов, основатель компании «Поделам», предлагающей квартиры в посуточную аренду в Челябинске. Адаптироваться к новому формату работы предпринимателям помогает поддержка «Авито Недвижимости», работающая круглосуточно.
Оксана Кайманакова, владелец Andora-apart в Новосибирске:
— Работа персонального менеджера— это необходимое связующее звено в нашей партнерской цепочке. Персональный менеджер помог преодолеть трудности с проверкой и блокировкой квартир, а также разработать стратегию продвижения объявлений, что принесло хороший финансовый и рейтинговый результат. Часть успеха партнерских отношений «Авито Недвижимости» и рантье— это профессионализм персонального менеджера, его желание и мотивация к достижению успехов рантье.
Среди основных трудностей работы с онлайн-бронированием собеседники «РБК-Недвижимости» назвали наличие багов на старте работы. По словам Романа Акимова, из-за малых сроков реализации столь масштабного проекта и экспериментального формата компания сталкивалась с проблемами в работе сервиса бронирования.
Во многом этим объясняется то, что между подключением первых желающих и распространением системы на всю страну прошло два года: за это время в «Авито» успели обнаружить и исправить ошибки. «Мы в этом участвуем, даем обратную связь своему менеджеру. Платформа устраняет недочеты и корректирует сервис»,— указал Акимов из «Европа Центра».
Меньше звонков, больше времени: как это автоматизирует работу
Главный эффект от внедрения онлайн-бронирования, который заметили все собеседники «РБК-Недвижимости»— сокращение числа нерезультативных звонков. До внедрения сервиса арендодателям приходилось обрабатывать множество звонков, во время которых гости выясняли, реальноли предложение и доступноли в определенную дату. Онлайн-бронирование отвечает на эти вопросы самостоятельно: клиент видит всю эту информацию сразу на сайте.
За счет этого значительно сокращается время обработки брони. Например, после внедрения онлайн-бронирования в компании «Поделам» зафиксировали сокращение времени на обработку заявок в два раза.
«Ключевой плюс онлайн-бронирования— это отсутствие звонков,— поделился собственник компании «Сутки Уфа» Дмитрий Ступников.— Когда объект расположен на нескольких платформах, как у нас, приходит большое количество звонков. Гостю необходимо отправить ссылки на все квартиры, которые в этот момент свободны. Благодаря онлайн-бронированию процесс упрощается: гость сам видит, какая квартира свободна. Мы экономим много времени, не обрабатывая весь этот объем звонков».
Как отметил управляющий смоленской компанией «67 квартир» Валерий Володченков, звонки клиентов стали более целевыми. Созваниваются с арендодателями только те пользователи, которые намерены заселиться. «Автоматизировать процесс работы тоже стало легче. Мы параллельно работаем с ченел-менеджером, где собираются все бронирования с разных площадок. Если мы подтверждаем заявку, она попадает в систему. Не требуется руками делать бронирование, все происходит автоматически»,— пояснил Володченков.
Кроме того, онлайн-формат сократил число недобросовестных арендаторов. «Онлайн-бронирование отсеяло ненадежных клиентов. Им приходится все официально бронировать, заводить аккаунт или раскрывать старый, что не всегда им хочется делать. Онлайн-бронирование— для более надежных и порядочных гостей»,— считает Оксана Кайманакова.
Средний чек и траты на маркетинг: помогаетли онлайн-бронирование экономить
Одновременно с экономией времени профессиональные игроки рынка посуточной аренды обнаружили и другие изменения. Так, представители Екатеринбурга и Новосибирска заметили увеличение среднего чека на 10% после внедрения онлайн-бронирования.
Роман Акимов, управляющий сетью посуточных квартир «Европа Центр» в Екатеринбурге:
— Средний чек вырос порядка 10%, в сезон бывает до 20%. Мы связываем рост с тем, что «Авито Недвижимость» стала серьезным сервисом бронирования, где указаны конкретные суммы. В зависимости от спроса мы регулируем цены, управляем спросом в реальном времени. Заполняемость тоже улучшилась. Раньше с платформы нам поступало 50-70 заявок в месяц, сейчас— около 100 заявок при 30-35 объектах. И этот показатель растет.
Иную динамику зафиксировал Александр Хребтов из Челябинска. Правда, в его случае изменение выручки стало следствием его собственного решения снизить цены: «Мы понимали, что после ухода с рынка иностранных компаний «Авито Недвижимость» стала флагманом по аренде квартир и апартаментов. Это означало, что гостям нужно будет перестроиться под новый формат. Поэтому в переходный период мы осознанно уменьшили стоимость на 10%. За счет этого средний чек у нас снизился с ₽3,1 тыс. до ₽2,8 тыс., а заполняемость— на 10-15%. Мы ожидали этого после общения с коллегами из других городов. С декабря 2022 года мы вернулись к прежней загрузке и увеличению среднего чека до ₽3 тыс».
Важным нюансом миграции к новому формату стала программа «Жилье проверено». Непроверенные объекты без значка «Жилье проверено» невозможно подключить к онлайн-бронированию. Его наличие гарантирует гостю, что квартира соответствует описанию в объявлении, арендодатель прошел проверку по видео и документам, а жалоб гостей на актуальность объявления не поступало.
Такая маркировка снимает важный психологический барьер, который мог заставить гостя предпочесть отель, а не посуточную аренду квартир. В «Авито Недвижимости» ожидают, что за счет программы проверенного жилья посуточной арендой может начать пользоваться более платежеспособная публика, что, в конечном итоге, способно привести к росту заполняемости и среднего чека для бизнеса.
Арендодателям значок «Жилье проверено» позволяет заручиться доверием потенциальных гостей и поднять свое объявление в результатах поиска. По подсчетам компании «Поделам», рекламный бюджет на продвижение объектов после того, как ее объекты получили маркировку «Жилье проверено», сократился на 60%.
При этом некоторые компании не отказываются от дальнейшего платного продвижения на платформе. Одной из них стала компания «Сутки Уфа». «Мы подключили к онлайн-бронированию все квартиры два-три месяца назад. Траты на рекламу упали в три раза, но броней стало меньше. Мы месяц тестировали систему и поняли, что сам по себе знак «Жилье проверено» не приносит трафик. Обычно гости делятся на две категории. Первая— это те, кому нужна конкретная локация, например, квартира недалеко от поликлиники. В этом случае знак «Жилье проверено» приведет клиента. Вторая категория— гости, которые ищут квартиры в любой локации на свободные даты. Они остановятся на предложении, которое попало на первую страницу поиска. Для таких случаев продвижение необходимо»,— поделился наблюдением Дмитрий Ступников.
Период привыкания: как к нововведению отнеслись арендаторы
Согласно исследованию Aquarelle Research («Акварель Ресерч»), 81% пользователей доверяют сервису онлайн-бронирования на «Авито». Непосредственное участие платформы позволяет пользователям почувствовать уверенность в безопасности сделки.
«Сначала гости не понимали, что произошло, так как глобальной рекламы онлайн-бронирования не было. Люди просто не знали, что с этим делать, но со временем ситуация изменилась в лучшую сторону. Это отразилось на увеличении количества броней, которое привело к росту числа гостей. Нарабатываются хорошие отзывы и рейтинг компании растет»,— объяснил Александр Хребтов.
Определенную растерянность постоянных гостей заметили и в Екатеринбурге. «Согласно обратной связи, которую я получал, гостям бронировать стало удобнее, но пока непонятно. «Авито» стал серьезной площадкой, где указаны конкретные цены и условия— пока люди к этому привыкают»,— пояснил управляющий сети «Европа Центр» Роман Акимов.
Стандарт отрасли: как онлайн-бронирование помогает масштабировать бизнес
Пять представителей арендного бизнеса, с которыми поговорила «РБК-Недвижимость», заявили, что советуют онлайн-бронирование коллегам. Среди основных преимуществ нововведения они назвали удобство, надежность и прозрачность. «У нас есть гарантия, что даже если гость не заедет, мы получим определенный процент от его предоплаты. Мы больше застрахованы от нарушения договоренностей»,— указал Валерий Володченков из Смоленска.
По мнению Оксаны Кайманаковой, онлайн-бронирование «делает рынок аренды квартир более прозрачным и убирает непорядочных арендодателей, которые размножают фальшивые объявления с заниженными ценами и обманывают клиентов».
Дмитрий Ступников из «Сутки Уфа» убежден: продвинутый способ онлайн-взаимодействия с клиентами необходим каждому, кто считает себя профессионалом в посуточной аренде. «Все крупные площадки внедряют онлайн-брони. Если человек отказывается перейти на эту форму, то вероятность того, что он сможет масштабировать свой бизнес, не велика. Если у него 5-7 квартир, то, скорее всего, нет колл-центра. Он тратит время на прием звонков и не успевает подготовить квартиру к приезду новых гостей. На него ложится слишком много задач, из-за чего человек в какой-то момент просто устанет от своей работы. Благодаря онлайн-бронированию он сможет заниматься более важными делами»,— подытожил предприниматель.
Реклама. КЕХ ЕКОММЕРЦ ООО, https://www.avito.ru/