Треть таких компаний приняли решение об уходе из страны, при этом половина из них продана другим собственникам. Примерно столько же брендов пока не определились с решением
Ровно треть (33%) международных брендов приняли решение об уходе из России, почти столькоже (36%) не определились с порядком дальнейшей работы в стране. Такие данные содержатся в исследовании аналитиков IBC Real Estate (есть у редакции), которое включает статистику и прогнозы по сделкам с недвижимостью.
Неопределившиеся бренды
С марта 2022 года в России многие международные бренды начали менять свой статус работы в России. По оценкам IBC Real Estate, спустя год доля неопределившихся компаний составляет 36%. При этом еще в августе их число достигало 65%. Среди зарубежных брендов, которые еще не приняли окончательного решения о дальнейшей работе в России, значительное число компаний-производителей, владеющих заводами. Наличие таких активов существенно осложняет выход из бизнеса, пояснила руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. Именно эти бренды несут самые большие потери из-за простоя своих заводов, аренды офисов, помещений в торговых центрах и складов. Многие из этих компаний находятся в поиске претендентов на свои активы и продолжают занимать выжидательную позицию, отметила она. Среди них, например, PepsiCo, Lavazza, Caterpillar, Budweiser Budvar, Stellantis, Volkswagen.
Значительная часть неопределившихся брендов приходится и на сервисные компании, которые практически не имеют площадей в собственности или аренде. К числу таких относятся Booking.com, Airbnb, Asos, Ebay, в ретейле— Estee Lauder, LVMH. «Мы предполагаем, что в этом году большинство брендов, которые еще не приняли решение, сделают объявления о том, как они планируют продолжать или сворачивать бизнес в России»,— добавила Екатерина Ногай.
Полный уход
По данным IBC Real Estate, 33% международных брендов приняли решение об уходе из страны— они продают свой бизнес другим собственникам (16%) или закрывают его полностью. Среди компаний, которые продали свои активы в России,— McDonald’s, LPP, IKEA, Hortex, Scania, Sponda.
«Массовый исход международных компаний обернулся для российских инвесторов возможностью покупки активов. Ввиду нестабильной политической обстановки и давления на бизнес операторы начали быстро сворачивать свой бизнес, в связи с чем некоторые сделки были закрыты со значительным дисконтом»,— отмечает Екатерина Ногай. По оценкам экспертов, в 2022 году примерно 46% инвестиций в коммерческую недвижимость (с учетом производственных объектов) обеспечили иностранные продавцы.
Некоторые международные бренды покинули российский рынок без продажи активов ввиду их отсутствия— они были представлены на рынке с помощью дистрибьюторов или арендовали помещения. «Как результат, выход брендов данной категории был наиболее безболезненным для глобальных собственников и не сопровождался поиском инвесторов»,— отметила руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate. Среди них, например, H&M Group, GAP, Victoria's Secret, Jysk, Michael Kors.
Передача локальному менеджменту
Еще 19% международных брендов передали или продали свой бизнес российскому топ-менеджменту. После этого название бренда, под которым ведется бизнес в России, менялось. Среди них, например, Crocs, Halliburton, Hyatt, Henkel, Pizza Hut, Hitachi Energy, Savills, JLL, Colliers, CBRE, Knight Frank.
Сама передача прав собственности менеджменту позволяет сохранить рабочие места и продолжить деятельность (производство продукции или оказание услуг), отмечается в исследовании. «Как правило, иностранные коллеги часто оставляют за собой преимущественное право выкупа, что означает возможность упрощенного возвращения на рынок РФ в случае стабилизации политической обстановки в мире»,— добавила Екатерина Ногай.
По оценкам экспертов, еще 6% заявили о частичной приостановке работы в России, 4%— приостановили инвестиции, а 1% возобновил работу.
Иностранные компании продолжают покидать российский рынок и реализуют свои активы. В результате объем инвестиций в коммерческую недвижимость России в 2023 году может побить новый рекорд. По оценкам аналитики CORE.XP, совокупный портфель объектов коммерческой недвижимости, которые продают иностранные собственники (преимущественно из Европы и США) в России, составляет около 800 млрд руб.