Строгая симметрия, черно-белая гамма, современное искусство — вот три кита, на которых держится эта квартира в московском доме 1948 года
Вид на гостиную из холла. Стол, шпон дуба тонированный, изготовлен на заказ по эскизам дизайнера. Люстра Vertigo, Michael Anastassiades. На столе: блюдо из цельного дуба, Wood Zen Art. Стулья Agio, Dale Italia, обиты тканью Dedar. Шторы, Houles.
ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ
Тип недвижимости: квартира в доме 1948 года
Где находится: Москва
Метраж: 116 кв. м
Стиль: классическая «оболочка» + минималистская «начинка»
Цветовая гамма: изначально задумывалась как строго черно-белая, но в какой-то момент захотелось «похулиганить», и добавили яркую абстрактную живопись, розовый неоновый крест над кроватью в гостевой и так далее
Автор проекта: Елена Притула, epritula@gmail.com, т. +7 (906) 770-18-63
«Заказчики — люди из сферы fashion, постоянно имеют дело с тканями и аксессуарами, отлично в них разбираются и очень тонко чувствуют цвета и фактуры, поэтому очень требовательны в этом отношении, — рассказывает дизайнер Елена Притула. Дома они хотели отдыхать от цветового и фактурного разнообразия, с которыми имеют дело на работе, поэтому было решено ориентироваться на минималистский интерьер, который стал бы нейтральным фоном для предметов современного искусства.

Вид на гостиную из холла. Стол, шпон дуба тонированный, изготовлен на заказ по эскизам дизайнера. Люстра Vertigo, Michael Anastassiades. На столе: блюдо из цельного дуба, Wood Zen Art. Стулья Agio, Dale Italia, обиты тканью Dedar. Шторы, Houles.
К архитектурному облику здания и заказчики, и дизайнер отнеслись с уважением: дом в стиле сталинского ампира 1948 года постройки, с характерными неоклассическими элементами, поэтому лепной декор в интерьере появился логично. Мебель в квартире большей частью выполнялась на заказ по эскизам автора проекта — нужны были предметы большого масштаба, подобрать такие из существующих линеек не представлялось возможным.

Диванная зона у камина. Диваны Spencer, Doimo. Подушки Dedar, Pierre Frey. Ковер, Марокко, галерея Troubadour. Декоративный камин выполнен на заказ по эскизам дизайнера, мрамор Alexandra Black. На камине: белая ваза, керамика, Марокко, галерея Troubadour; деревянное блюдо, Wood Zen Art. Журнальный столик выполнен на заказ по эскизам дизайнера. На столике: черная ваза, фаянс, Levadnaja Ceramics.
Основной планировочный прием здесь — это построение помещений по осям. На самом деле в квартире изначально была грамотная планировка, и оси как таковые там присутствовали, но они были как бы спрятаны, скрыты в планировке, их хотелось «проявить». Поэтому было решено объединить пространство гостиной и холла — на этой оси расположен обеденный стол и гостевая комната. Собственно, она и задумана как продолжение пространства гостиной, потому что используется нечасто, в обычное время ее двери распахнуты и она зрительно соединяется с гостиной.
На центральных осях находятся ключевые декоративные объекты — гипсовый торс, неоновый крест, камин с зеркалом. В спальне вид на бокс с кимоно тоже открывается через распахнутые двери гардеробной. Почти везде четко выдержана симметрия — в раскладке лепнины, в расстановке мебели. То есть создана такая небольшая палладианская вселенная, где все ясно и понятно, твоя жизнь и вообще весь мир под твоим контролем.

В центре квартиры расположен квадратный холл — из него двери ведут сразу в несколько помещений. Если применять градостроительную терминологию — это «площадь», от которой расходятся все «дороги». Поэтому здесь поставили эффектный торс работы скульптора Василия Вершинина, торс выполнен из гипса и затонирован. Ориентировались на мужской торс работы Антуана Бурделя: заказчики увидели его пару лет назад на выставке «Back Side — Dos A La Mode», которую Музей моды (Palais Galliera) устраивал в доме-музее скульптора в Париже. Это не точная копия, а скорее «вариация на тему»: заказчиков вдохновила именно манера Бурделя, в которой сочетаются классическая тема и по-модернистски экспрессивная трактовка формы.

Гостиная. Над диваном — работа «Фрида» Маркоса Анзиани, Askeri Gallery.
В гостиной хозяева смотрят по вечерам фильмы, читают и слушают музыку — телевизионный экран встроен в зеркало над камином, заказчики справедливо полагали, что вид телевизора испортит общую эстетическую задумку, поэтому его спрятали (экран становится видимым, когда телевизор включен, в выключенном состоянии даже его границ на зеркале не видно). Вместо обычных диванов выбрали два дивана типа day-bed, чтобы на них можно было прилечь и почитать. Здесь же расположена обеденная зона — гости бывают в доме часто, но это не многолюдные вечеринки, а камерные встречи с близкими и друзьями.

Гостиная, фрагмент. Над комодом — работа южнокорейского художника Квана Йонг Чан Aggregation20-OC063, Askeri Gallery. На комоде — архитектурная форма, дизайнер Ростислав Рубцов.
Произведения современного искусства — важный элемент интерьера. Работа известного корейского художника Кван Йонг Чана из галереи Полины Аскери украшает зону столовой. У Кван Йонг Чана удивительные арт-объекты из кулечков, свернутых из старинной шелковичной бумаги с надписями в виде иероглиофов — любовные послания, счета и вообще все что угодно, главное, чтобы надписи были связаны с людьми и их жизнью и эмоциями. Треугольные формы этих элементов напоминают кулечки с лекарственными травами из старинной аптеки. Художник окрашивает их чаем или пигментом. Цвета просто завораживающие, а еще эта шелковичная бумага как-то по-особому пахнет. У заказчиков работа монохромная — ультрамарин, очень глубокий и красивый, с полным семантическим набором этого цвета.

Вид из гостиной на гостевую спальню.
В спальнях старались использовать минимальное количество мебели — только самые необходимые предметы, чтобы не перегружать пространство. Кровати и кресла здесь, конечно, есть, а вот прикроватных тумбочек нет — полки для книг и телефонов специально сделали цельными с изголовьем, чтобы получились крупные, массивные предметы-объекты: хотелось большого масштаба и брутальности. В обеих спальнях изначально были встроенные шкафы — такие есть в любом сталинском доме, они довольно удобные, кстати. Ниши этих шкафов сохранили, но изготовили новые внутренние части и дверцы из тонированного темного стекла.

Гостевая спальня. Кровать и люстра изготовлены на заказ по эскизам дизайнера. Бра для чтения, Mick Wall, Wever & Ducre. Арт-объект в виде неонового креста. Справа от кровати — блюдо-ладья, ясень, Wood Zen Art.
Обе спальни изначально планировали как очень близкие по стилистике, но есть небольшие отличия: разная форма кроватей, разнеы кресла и, конечно, разные арт-объекты. В главной спальне это кимоно в музейном боксе, в гостевой — неоновый розовый крест. «Это осознанная провокация, хотелось, чтобы интерьер не получился слишком рафинированным и серьезным», — говорит дизайнер.
Картины Маркоса Анзиани заказчики выбирали по тому же принципу: яркие, броские, с вызывающими эротическими символами — на контрасте со строгим классическим осевым построением помещений и лепниной (одна его работа висит в гостиной, другая — в гостевой).

Вид из коридора на главную спальню.
В главной спальне ключевой элемент — мужское свадебное кимоно с очень редким декоративным мотивом: изображением орла. Это копия оригинального кимоно начала XX века, которое хозяева квартиры нашли в Нью-Йорке, в культовом винтажном магазине New York Vintage, в отделе для стилистов, где дают винтажные вещи для съемок в аренду. «Вообще-то вещи в этом магазине не продают, но моим заказчикам удалось уговорить владельцев, и им продали это кимоно с тем условием, что если они когда-либо решат его продавать, то только этому же магазину», — говорит дизайнер.

Спальня. Кровать выполнена на заказ по эскизам дизайнера. Люстра по эскизам дизайнера изготовлена на заказ в мастерской Artbronze. На стене над изголовьем — кимоно ручной работы из личной коллекции хозяев.

Спальня, фрагмент. На стене над изголовьем — кимоно, золотое шитье, ручная работа, из личной коллекции хозяев.
Заказчики отправили оригинал в Индию, где с него сделали копию — из черного «вареного» шелка, с вышивкой золотой нитью (техника канитель). В течение двух месяцев несколько человек вышивали узор. Сейчас оригинал хранится в личной коллекции заказчиков, продавать его, само собой, никто не собирается, а прекрасная копия висит в главной спальне их дома. Черный лакированый бокс с музейным стеклом для него изготовили в московской мастерской: отделку черным лаком выбрали по ассоциации с японскими черными лаковыми напольными стойками для кимоно. Это действительно самый интересный объект в интерьере, заслуживающий отдельного внимания. А сама квартира — великолепный фон для этого произведения искусства.

Гардеробная. Шкафы из темного тонированного стекла выполнены на заказ по эскизам дизайнера.

Прихожая. Консоль с основанием из металла и столешницей из мрамора Nero Marquina выполнена на заказ по эскизам дизайнера. Бра Wever & Ducre.

Ванная комната. Тумба под раковину выполнена на заказ. Бра, Astro Lighting. Фурнитура, Grohe.